Note: следует понимать, что это copy-paste из личной переписки, ответ соавтору на запрос "А расскажи о литературе файа", а не академическая статья.

Есть четыре крупных сегмента литературы.

Древняя

Это тексты, относящиеся к эпохе до Возвышения (так называют момент установления веры в Источник как господствующей религии). Там чего только нет. И в общем, хорошего мало.

В общем курсе литературы из неё рассматриваются тексты, которые направляли социум к пути возвышения. Плюс разные интересные древние памятники аналогичные нашему «Слову о полку Игореве».
Большинство «старых» сказок относится к той же эпохе.

Ввиду того, что многие тексты откровенно инфернальны — изучают их только после тщательной подготовки сознания.

Эпоха характерна политеизмом (точнее, синтоизмом).

Эпоха Распахнутых Крыльев

Это эпоха от Возвышения до Единения (знакомство файа с шисс и заключение Союза Братьев).

Основной корпус текстов лежит в диапазоне от прославления идеи Пути Источника до исследований в этой же области. Объединенные общей религией, файа избавились от гражданских войн и высвободили кучу ресурсов на другие нужды. Собственно, на внутреннее развитие расы — потому что в космос файа, по крайней мере техническими средствами, не стремились.

Да и зачем, если адепты умеют «носиться по вселенной как метеоры» (с) (откуда?) и могут принести сказки из любых мест, которые только они способны посмыслить (разумеется, этому надо учиться, это профессия Искателя, Аэлерин вот не умеет)

Самые значимые источники относятся к последним годам этой эпохи — к годам, когда к файа пришли шисс и начали знакомиться.

Ключевое произведение: «Песня путей», нечто похожее на венок сонетов, только созданный коллективом авторов и имеющий более сложную, двухуровневую структуру (венок в венке). Его  создали в первую очередь для определения modus vivendi и modus operandi Союза Братьев и роли расы файа в планируемом Будущем.

Если верить историческим записям, именно это произведение легло в основу «конституции» Союза.

Эпоха Странствий

Охватывает историю от заключения Союза и по сей день.

Основные тексты — это «мотивирующие на путешествия» истории о других мирах и Истории Колонизаций.

Есть и трагические истории — об ошибках файа в освоении других систем.

Самые известные произведения:

  • «Столетие отчаянья». История о выживании колонии, потерявшей связь с Метрополией в условиях сильного давления инферно. Трагическая история, построенная на реальных дневниках (и дневниковые записи даны в тексте «как есть»). Конечно, «столетие» это небольшое преувеличение, реально там было 97 лет, но кто это помнит?
  • «Ушастые» — трагическая история о взаимонепонимании двух рас — файа и этори ("ушастые" на файском). Взаимонепонимании на биологическом уровне — производственный роман о несовместимости белков, вирусов и бактерий — о разработке вакцины для файа... которая привела к гибели расы этори. Смешных прямоходящих ушастых сумчатых «мышек».
  • «Запах разума» (название нагло украдено у Далина, как и самая идея) — история о союзе с существами, которые общаются запахами.

Локальные тексты

К четвертому сегменту литературы относятся «Локальные тексты», созданные на освоенных мирах.

Хорошие книги попадают в архивы Сети Эффективной Связи и рекомендуются Наставниками для прочтения широкого распространения.

Кроме того, «местные тексты» вообще полезны — они рассказывают инопланетянам (буквально, файа, живущим на других планетах) — как оно не в их мирах. Полезно для самообразования.

Пока затрудняюсь назвать конкретные произведения из этого корпуса.

P.S.

По некоторым данным, шисс написали ответ на «Песню Путей», но понять его во всей полноте его смыслов могут только очень хорошо подготовленные лингвисты народа файа...

... а многие современные шисс не способны его не то что понять, а даже прочитать — потому что написан ответ на «Языке Знания», не имеющего вербального отображения.

Да и зачем им? У них в обществе очень высокая кастовая специализация. Не нужны кшатрию философски-заумные мудрствования о структуре Вселенной, ему хватает информации о том, как работает Оружие!